Проблемы с образованием были всегда и везде. Помните у Пушкина:
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
То есть, знаний у Онегина совсем немного, нахватался по верхам, а в серьезные темы ума хватало не лезть, но делать умное лицо. А ведь это элита того общества, так как 80% населения были крестьянами. Сравните с разного рода “экспертами” которые повылазили в наше время непонятно откуда. Плюнуть нельзя, чтобы не попасть в эксперта.
Конечно, в разное время в разных странах есть разные нюансы.
Если говорить о нашей стране и о настоящем времени, то можно выделить следующие проблемы:
С одной стороны, в школе дается много не нужных большинству учеников знаний. Зачем офисному работнику знания по физики и химии, если это не профессиональная область деятельности, не говоря уже о каких-нибудь кассирах, строителях или популярной сейчас профессии водитель Яндекс-Такси?
Зачем им знать как решается квадратное уравнение? В лучшем случае, если запомнят, могут помочь своему ребенку в школе его освоить, в худшем – ничего не помнят и не знают на эту тему, хотя проходили ее в школе.
Не удивительно, что власти пытаются дать больше физкультуры, чем математики с физикой.
С дугой стороны, объем узкоспециализированных знаний, которые даются в средней школе, составляют очень малую часть и легко может быть получена в рамках более специализированного образования.
Приведу здесь несколько примеров разной направленности.
Пример 1:
На первой лекции по матанализу на ФФ НГУ, лектор нас предупредил, что плотность изложения материала будет такой, что весь объем школьной математике уместился бы в 4 лекции!
Пример 2:
Практическую задачу по увеличению передаваемой мощности по кабелю корректно не смогли решить участники профильной группы на Facebook. Немногие электрики, которые могут частично правильно ответить на этот порос, не знают почему.
Пример 3:
Из моего опыта, многие знания по математике, которые даются в школе, вообще никому не нужны!
Нет, я вовсе не против математики, наоборот, двумя руками за. Вот только список тем, как мне кажется, нуждается в уточнении.
Выходом из этой ситуации может стать только специализация на более ранних этапах образования.
Специализация должна начинаться сразу за начальной школой. Причем определяться не простым желанием ребенка и его родителем, а его способностями.
Сейчас такой подход реализуется при зачислении в спортшколы. Например, у нас в городе в детскую спортивную школу по хоккею отбирают в 10 лет. Проводят тесты для желающих детей и отбирают способных или подающих надежды. И в этом нет ничего страшного, хотя, конечно, кто-то может сказать, что таким походом, возможно, кого-то лишат большого спортивного будущего.
То есть вся средняя школа должна стать специализированной. Без специализации обучение в школе заканчивается в 7 классе (14 лет) и дальше – получение рабочих специальностей. К 16 годам получается обученный рабочий, который умеет читать, писать и считать и готов приступать к стажировке на производстве.
Речь идет только о государственных школах, где обучение ведется за государственные деньги. В частном порядке, за свои или деньги родителей человек может учиться хоть всю жизнь.
Может сложиться впечатление, что это будет вести к кастовости образования.
Но, в реальности, это, всего лишь, узаконит существующее положение вещей. А все разговоры о равенстве людей – всего лишь разговоры.
Даже в СССР, в котором пытались наиболее последовательно реализовать идеи равенства, были очень неравные условия для обучения в деревне и в городе, для детей партийных работников, директоров предприятий и для рабочих. Да и вообще, все люди разные и не могут быть равными по рождению (умственные и физические способности).
И даже в армии, где нет возможности сразу получить генерала после окончания учебы, карьера детей генералов складывается более удачно. Помните анекдот, когда сын полковника спрашивает сможет ли он стать генералом?
С дугой стороны, трудовые династии были всегда и во всех странах. И это понятно, ребенок с ранних лет видит и учится тому, чем занимаются его родители. А родители, помимо общего образования в школе, обучают ребенка тому, что сами умеют делать.
Так что, нравится нам это или нет, но другого пути нет, нас ждет дальнейшая специализация и планирование карьеры не после средней школы, а после начала.
Но это не исключает карьерного роста, если способности проявятся на более поздних этапах развития человека.
Кстати, это еще одна проблема современного всеобщего школьного образования – универсальные подходы к разным детям.
Я вот хорошо помню, что всю школьную литературу не понимал. Притом, что другую литературу я читал “запоем”, школьную программу так же всю перечитал (кроме Войны и мира”), но на уроках отвечал так как написано в учебнике, а не потому, что я сам понял, прочитав то или иное произведение из школьной программы.
Зато на уроках математике и физики мне было скучно и неинтересно, так как я все знал, иногда больше некоторых учителей!))