По крайней мере в туристической отрасли.
Мировая экономика и туризм уже давно, как минимум с кризиса 2008 года, живут на стимулирующих средствах.
Да, заливаемая бесплатными деньгами экономика позволила турбизнесу восстанавливаться и даже расти. Но это было искусственное поддержание жизни. Любое отклонение в “окружающей среде”, в любую сторону уже и раньше приводило к летальным исходам тех или иных субъектов из этой области.
Еще в относительно благополучное время – в сентябре 2019 года обанкротился старейший туристический оператор Thomas Cook.
Тогда же было был сделан прогноз, что это начало конца всей туристической отрасли.
- На этой недели пришла новость о том, что компания по прокату автомобилей Hertz готовится к банкротству, а ее акции на фоне этих новостей обвалились на 24%. И хотя ей и предоставили кредиторы средства для продления жизни, но это было вынужденное решение – т.к. им просто деваться некуда. Никто не купит сейчас ни компанию ни ее машины.
- Компания Disney во вторник заявила, что ее прибыль упала на 91% в первом квартале так как тематические парки закрыты, зрители не ходят в кинотеатры на ее фильмы, круизные лайнеры лишись пассажиров.
- Norwegian Cruise Line Holdings предупредил инвесторов, что возможно им придется выйти из бизнеса.
- Авиакомпания Юнайтед заявила пока только о том, что сотрудники должны рассмотреть вопрос о добровольном увольнении, и то, что собирается уволить треть сотрудников бэк-офиса.
- Гостиничные сети Марриотт и Хилтон увольняют сотрудников.
- И даже Airbnb объявил о массовых увольнениях, хотя бизнес компании сосредоточен в интернете, хотя и привязан к туристической отрасли.
Банкротство в США это не обязательно ликвидация компании и прекращение ее деятельности. В более-менее нормальной экономической обстановке компания через суд получает реструктуризацию долгов. При этом это именно реструктуризация, а не прощение. То есть компания должна доказать, что если изменить график платежей, она сможет дальше работать и обслуживать реструктуризованные обязательства и обслуживать новые обязательства.
Но в данном случае трудности испытывают все компании и не только сегодня. Восстановление, если и состоится займет несколько лет. Многие предупреждают о том, что полного восстановления может вообще не произойти (мир уже не будет таким, как раньше).
В такой ситуации вполне реально не просто реструктуризация долгов, а ликвидация бизнеса, с продажей имущества. Ну а что остается делать, если бизнеса просто не стало -нет клиентов?
Но уход с рынка компаний означает уменьшение предложения для туристов. И если даже когда- нибудь будет снят карантин)), уменьшение конкуренции означает увеличение цен, увеличение цен означает сокращение спроса, который и так будет подорван снижением доходов. В общем – положительная обратная связь в отрицательную область!))
Для большинства наших граждан аренда машины за рубежом – не самая популярная услуга. Но перелеты так же будут развиваться по такому же сценарию. Почитайте, например, недавнее интервью владельца авиакомпании s7.
Единственное что может подешеветь – проживание, так как гостиницы постараются снизить цены, чтобы получить приемлемую заполняемость. Но, скорее всего, при этом будет снижено качество оказываемых услуг, например не шведский стол, а заказ по меню, сокращен перечень бесплатного (включенного в цену) сервиса. Но может быть и обратная ситуация, когда часть гостиниц закроется, а оставшиеся поднимут цены.
В общем надо готовиться к тому, что зарубежный туризм будет элитарным видом отдыха, как когда-то было в СССР, а граждане будут радоваться, если будут иметь возможность съездить на родной берег Черного моря. И аналогичная ситуация будет не только в России, но и по всему миру.