Мировой рынок, мировые цены лучше всего иллюстрирует система сообщающихся сосудов – не зависимо от формы (от рынка), уровень (цены) в них равны. Примером таких рынков может служить финансовый рынок, где цены на акции или курсы валют одинаковые на разных биржах в разных частях света.
Но этим примером глобальный рынок и ограничивается (с точки зрения равных цен).
Стаканчик кофе стоит очень по разному в США и в России. Хотя исходное сырье стоит, приблизительно, одинаково! Да, стаканчик готового кофе может быть физически перемещен из одного рынка на другой. Но это совершенно бессмысленно – и кофе остынет и затраты на перевозку в сотни и тысячи раз превысят стоимость самого продукта. Еще больше ограничений имеет рынок недвижимости. Здесь перевозка просто невозможна!
Таким образом становится очевидным, что для существования глобального рынка какого-то продукта необходимо наличие логистических возможностей для этого продукта. И чем меньше обходится логистика на единицу стоимости продукта, тем более глобальным он является.
[mwm-aal-display]
Глобальные рынки энергоносителей
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что, на самом деле, глобальный рынок энергоресурсов это эфемерное понятие, которое иногда оказывается правильным.
Все зависит от логистических затрат доставки того или иного энергоносителя до потребителей.
На графики затрат на транспортировку различных энергоресурсов видно, что самым дешевым способом перевозки является перевозка угля на сухогрузе (морем). Далее идет нефть и только потом газ различными способами – СПГ и трубопроводный газ. Разберем последовательно глобальность рынков для основных энергоресурсов.
Уголь
Доставка угля морем является самых дешевым видом транспортировки энергоресурсов. Но уголь требуется доставить не только от порта до порта, но и до порта от месторождения и от порта до потребителя.
Наземная часть резко повышает стоимость логистики. К тому же, промышленные потребители настроены на определенные марки углей и попытка их замены ни к чему хорошему не приводит. Например, Украина попыталась импортировать уголь из ЮАР и после одной или двух барж оставила эти попытки.
Это не значит, что нельзя изменить логистику угля. Например, новосибирские ТЭЦ перешли на бурый уголь, после специальной модернизации. Это оказалось более выгодно. Но это совершенно отдельные случаи исходя из локальных особенностей. Такой опыт не может быть распространен “не глядя” на всю планету. Та же Украина, которая по политическим причинам не может позволить себе поставки угля с Донбасса, получает его через порт Роттердам, но чуть дороже. Так называемая, схема Роттердам+.
Как видим, рынки угля локальные, промышленные потребители фактически жестко привязаны к тому или иному месторождению.
Нефть
Морская логистика нефти обходится чуть дороже угля, но за счет того, что сухопутная логистика нефти (нефтепроводы) значительно дешевле доставки угля по ж/д, можно говорить о мировом рынке нефти. Практически из любого нефтяного месторождения, при наличии нефтепроводов, можно доставить нефть в любою точки земли “за 2 бакса на баррель”. Но реально не все так просто.
На разных месторождениях нефть разная. Более того, по этой причине введены сорта нефти – WTI, Вrent и так далее, которые отличаются по плотности и содержанию серы.
И хотя НПЗ может работать с любым сортом нефти, выход нефтяных продуктов будет разным для разных сортов. Из тяжелой нефти получается больше битумов и меньше бензина, из легких наоборот. Зачастую производители просто смешают разные сорта нефти, например тяжелую из Канады или Венесуэлы с легкой американской и получают необходимые процентный выход фракций.
То есть, по сравнению с углем ситуация с сортами нефти не такая принципиальная. Отмеченная выше менее дорогая стоимость полной логистической цепочки вроде действительно позволяют заявить о едином мировом рынке нефти. Но это не так.
Ситуация, когда котировки американской нефти WTI ушли в отрицательную зону и опустились до -$40 долларов за баррель, при том, что котировки, скажем сорта Брент оставались положительными, около $20/баррель показывает, что разные рынки в реальности очень слабо слабо связаны.
Сравните эту ситуацию с тем, как если бы разница акций одной компании различалась бы в десятки раз на разных биржах.
Если использовать озвученную выше аналогию с системой сообщающихся сосудов, то это больше похоже на очень большие сосуды – бассейны, где каждый бассейн – отдельный рынок, а сами бассейны связаны друг с другом не очень толстой трубой.
В спокойной ситуации уровень воды в бассейнах будет приблизительно одинаковым, а плавное изменение уровня в одном из бассейнов будут приводить к изменению уровней в других бассейнах.
Но в случае резкого изменения уровня соединительные трубы могут не справиться с выравниванием уровней или вообще оказаться “забитыми”/занятыми под другие задачи.
Мировой рынок нефти является таковым только в “обычных условиях”. При резких изменениях его части, по крайней мере временно, могут вести себя совершенно независимо от других частей.
Газ
Ситуация на газовых рынках не позволяет говорить вообще о едином рынке. Логистика очень дорогая. Для транспортировки требуются либо дорогие газопроводы с сетью компрессорных станций или заводы по сжижению или же специальные суда – газовозы, которые принципиально сложнее нефтяных танкеров.
Для газовых рынков характерно наличие больших дисбалансов. Даже в обычных условиях разные рынки. Например, Японский газовый рынок является премиальным, так как отсутствует трубопроводная газовая инфраструктура для импорта газа.
Так же вполне понятна ситуация, когда чем дальше потребитель, тем дороже до него будет доставка. Тарифы на прокачку по газопроводам лежат в диапазоне $2-5 за 1000 кубометров газа на 100 километров. Например по последниму контракту между Газпромом и Украиной, тариф составляет $2,61/1000м3/100км.
1000 м3 газа по энергии эквивалентны 5,6 баррелей нефти (нефтяного эквивалента). То есть, в пересчете на нефтяные баррели тариф составляет $0,3-0,9 на 1 баррель на 100 километров. На 1000 километров тариф, в пересчете на нефтяной эквивалент, составит $3-9, на 10 000 км – $30-90.
Электричество
Электричество вообще локальный энергоресурс. Передача (логистика) возможна на совершенно небольшие расстояния в пределах 1-2 тысяч километров. Это настолько сильно локальный ресурс, что цены в одной стране на расстоянии всего несколько тысяч километров могут различаться в 5 раз!
Логистика между континентами вообще невозможна.
Резюме
Рынок энергоресурсов назвать глобальным можно только в определенных пределах. На разных рынках условия могут существенно отличаться. А если ранжировать энергоресурсы по “глобальности”, по рейтинг будет выглядеть так:
- нефть;
- газ;
- уголь;
- электричество.
Характерный масштаб различных энергоресурсов и транспорта
В заключении приведу масштаб соотношения между газом, нефтью, электричеством, сухопутными и морскими перевозками.
Новосибирская ГЭС имеет мощность 490 МВт. Какие характерные объемы, и транспортные единицы нужно задействовать, чтобы выработать какое же количество электричества с КПД 33% (для простоты счета), если бы она все время работала на полную мощность?
Используя калькулятор энергетических единиц, получаем:
Час | Сутки | Квартал | |
ГЭС, КвтЧ | 490 000 | ||
Газ, 1000 м3 | 150 | ||
Северный поток, 55 000 000 1000м3 в год | 2,39% | ||
СПГ, м3 | 265 | ||
Морской газовоз СПГ, 250 000 м3 | 2,3 | ||
Нефть, баррели | 864 | ||
Нефть, тонн | 126 | ||
Вагонов ЖД, шт (60т) | 50 | ||
Составов , шт (50 вагонов) | 1 | 91 | |
Танкер (2 млн баррелей) | 0,9 |
Видно, что указанную электрическую мощность СП1 обеспечит задействовав 2,4% своей мощности.
Нужно будет по одно составу нефти подгонять каждый день,
или чуть больше чем 2 газовоза СПГ в квартал
и меньше одного супер танкера с нефтью!
Становится понятно насколько морские перевозки проще, чем железнодорожные!