Когда ребенок пошел в первый класс, был соблазн отдать его заниматься ментальной арифметикой. Я категорически настоял на том, чтобы сначала было изучение “нормальной” арифметики, а только потом, может быть, можно будет заняться и метальной.
У меня на этот счет очень просты соображения.
Ментальная арифметика — это алгоритм, точнее даже рефлексия. В каком-то смысле, мозг во время вычислений отключен – действует на уровне рефлексов, при этом иногда и сбоит.
С таким же успехом можно научить пользоваться калькулятором. Это еще проще. Но ведь никто не скажет, что если ребенок научился арифметическим операциям на калькуляторе, то он очень умный?
Простая ходьба требует колоссальных расчетов. Но это отдано на уровень рефлексов. Именно по этой причине все хваленые роботы могут максимум повторять движения за человеком или проходить знакомую трассу. Как только трасса меняется – все супер способности искусственного интеллекта резко кончаются.
Ментальная арифметика раньше была нужна, так как не было калькуляторов. В современных условиях это исторический атавизм.
Рефлексы — это очень узкоспециализированные «компьютеры». Научившись хорошо бегать – не будешь хорошо ходить и наоборот. Каждый рефлекс надо тренировать отдельно.
Научившись ментальной арифметике – не научишься решать математические задачи. Даже скорее наоборот — это будет мешать.
Тут можно привести аналогию между современными видами транспорта. Мотоцикл быстрее ездить и им легче управлять, чем лошадью. Но умение пользоваться мотоциклом – не помогает овладеть навыком верховой езды. А великолепный наездник на лошади может вообще не уметь пользоваться мотоциклом или велосипедом.
Индеец поменялся с Чапаевым транспортными средствами – мотоцикл на лошадь. Через месяц встречаются. Чапаев нормальный, а индеец весь искалеченный. Чапаев его спрашивает:
-Что случилось?
– Совсем твой лошадь дурной – глаз большой, а ничего не видит!
Кончено это шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки.
Индеец на уровне рефлексов привык, что лошадь сама будет огибать препятствия. И заставить себя каждый момент времени контролировать мотоцикл он не смог.
Специалисты говорят, что гораздо полезнее тренировать мелкую моторику. В ментальной арифметике она тоже присутствует, но только для 4 из 10 пальцев. Будет ли выглядеть спортивным или даже здоровым человек, у которого “прокачен”, скажем, только бицепс, а все остальное атрофировано?
Гораздо полезнее будет игра на музыкальном инструменте, которая тренирует мелкую моторику всех пальцев.
Не калечьте своих детей, не делайте из них ампутантов мозга – не отдавайте на ментальную арифметику!
[is_logged_in]
комментарий
Очень интересно. Еще примером могут служить шахматы. Ребенок научившись виртуазно израть в шахматы не факт что будет успешным математиком или с красным дипломом закончит вуз. Смотрела подобную историю на канале наука 2.0 о девочке, которая играла в шахматы с закрытыми глазами. Так вот выдающейся она была только в этом, в шахматах, а в остальном – обычный ребенок.
[/is_logged_in]