Начну издалека.
При последнем согласовании стоимости нефти из России для Белоруссии, было предложено уйти от жесткой цены или привязки к цене внутри России, а уменьшить импортную пошлину при поставках в республику.
Делалось это под соусом того, что цены на нефть меняются и меняется стоимость услуг поставки. А так вроде как все автоматически регулируется и нефть получается по таким же ценам, как внутри России. Так как, цена нефти внутри России отличалась ровно ровно на размер экспортной пошлины от мировых цен. Минск отчаянно сопротивлялся, чуя, а возможно и зная, о готовящимся подвохе. Но деваться Лукашенко было некуда, так как другая альтернатива еще хуже – покупать нефть на свободном рынке по общемировым ценам.
И вот теперь был проведен налоговый маневр. Власть и эксперты понимали к чему это приведет как внутри страны, так и при поставках нефти в Беларусь. Но если эксперты сразу говорили о последствиях, то правительство “неожиданно” столкнулось с резким повышением цен на АЗС. Власти выделили деньги на “обратный акциз” или субсидирование поставок нефти для изготовления нефтепродуктов на внутренний рынок.
При чем, в данном случае, эти деньги забрали не у, скажем, пенсионеров или не из фонда ремонта дорожной инфраструктуры, как это обычно бывает, а из дополнительных финансовых поступлений от НДПИ, так как в отличие от экспортной пошлины, которая не действует на внутренний рынок и поставки в Беларусь, НДПИ действует на весь объем добываемой нефти.
Вот только забыли про авиакеросин и Минск. Причем, если про авиатопливо все же “вспомнили”, то про Беларусь не то что не помнят, так как Минск сразу же заверещал как недорезанная свинья, но твердо не желают реагировать на эти вопли. Лукашенко было указано что внутренние субсидии, это внутреннее дело каждого суверенного государства.
Как видно, для Белоруссии наступает момент истины. При мировых ценах на нефть, ее продукция не конкурентоспособна, не то что в Европе, даже в России. Исчезает возможность зарабатывать на арбитраже нефти когда полученную со скидкой нефть или произведенные из нее нефтепродукты продавались “на сторону” по мировым ценам.
Так же сейчас, наконец, взялись находить порядок с белорусскими креветками, хамоном, авокадо, яблоками и так далее. То есть, продуктами, которые в реальности не производились в республике, а поступали транзитом из ЕС. И эти продукты запрещены к ввозу в Россию режимом “антисанкций”.
Как видно, Лукашенко лишают всех нелегальных и легальных источников доходов, связанных с Россией. А других у него нет.
На запад ему дороги нет, по крайней мере как главе республики. Он это понимает, глядя на Прибалтику, которые попали в орбиту ЕС. Без финансовой помощи со стороны, он не сможет купить лояльность собственного народа.
Фактически, у него остается единственная возможность остаться главой республики – сделать Беларусь политическим субъектом России или объединенного государства, получив для себя гарантии, как это было в Чечне или Татарстане.
Формально и Москва и Минск отвергают эту возможность. Причем если Кремль фактически не комментирует ситуацию, ограничившись тем, что таких переговоров не ведется, то Лукашенко постоянно и много высказывается против этого. Но вот если переговоров не ведется, скажем, с Украиной или Германией, то они и не говорят о том что не собираются становится частью России.
Что касается заявления Кремля, то Кремль много чего заявлял, например, что не будет повышаться пенсионный возраст. Причем это не просто Кремль заявлял, а лично Путин. Тем не менее возраст повысили.
Так что правильный вопрос не будут или не будет, а когда будет Путин главой союзных республик.
Можно открывать конкурс на название союзного государства. Как вам СССР – Союз Современных Социальных Республик? :-) А можно и вообще по старому, только думы и парламенты республик, краев и областей переименовать в Советы. :-)
Или у вас есть свои варианты?